Михаил Махов протоиерей психолог писатель (mixmaxov) wrote,
Михаил Махов протоиерей психолог писатель
mixmaxov

Categories:

"Слово о полку Игореве" - повесть о раннем русском христианстве

  Встретил сообщество «Слово о Полку Игореве», и захотелось высказаться о том, как я воспринимаю «слово», и какое вижу его значение. Когда то, участь на филологическом факультете В Ивановского ГУ, я писал большую курсовую работу по «слову» которая меня увлекла и из «курсовой» выросла в целое исследование. Я посылал её и другие свои размышления Д.С. Лихачеву, но ответа не получил. Лет 10 назад, я высказывал свои размышления по «Слову» В.Ю Троицкому (с которым мы довольно близки) и он просил меня не оставлять исследования и написать большую работу. Но, то ли руки не доходят, то ли времени нет. Поэтому, я сейчас выскажусь коротко, а потом, когда ни будь расширю и ссылками аргументирую.

И так:

1.     «Слово о полку Игореве» стоит вомпринимать, не как «светское» культурное произведение, а как форму церковной литературы, входящую в состав «Житийных» произведений. Некоторые старообрядческие церкви, так и делали, сохранаяя его в составе своего чтения. Так, семья старообрядцев Лыковый, найденная в тайге, читала «Слово» наизусть, в круге своих церковных песнопений.

1.     В «Слове» есть несколько своеобразный форм понимания христианства, и его можно воспринимать, как литературу, раннехристианского периода, в которой выражены ранние христианско - языческие верования совмещающие пантеоны "богов", и символику нескольких религий

2.     В названии «Слово о полку Игореве»,  «Слово» нужно понимать не как название произведения, а как имя Бога – Слова. (Святого Духа) То есть Бог – Слово ( Святой Дух) поведал "писателю"  "о полку Игореве"

3.     Неправильно понимать поход князя Игоря, как попытка ограбить половцев , завладев их богатствами и пленными. Игорь идет туда воевать за христианские земли, занятые иноверцами. Ему совместно помогают и «старые» русские боги, и Христос в образе Солнца.

4.     Воспринимая произведение, как весть Бога –Слово, «плачь» Святослава и «комментарии» писателя, следует воспринимать, как попытку объединения князей «исповедующих», в это время различные религии, и почитавшие различных богов, объединиться в ту «религию» которую исповедует Игорь (и Святослав), в  которой совмещены древнерусские  и христианские воззрения.  

5.     Теперь самое главное – что за религию исповедовал князь Игорь?

Здесь следует сначала понять два, "неразгаданных" "имени" в  повести: "Троян" и "Пирогощая". Начну со второго:

А. «Пирогощая» это икона Божъей Матери – Неопалимая купина. У язычества был культ бога, рожденного Матерью от Солнца. Пиро – генес, так и переводится Огонь – рождение. Поэтому в ней объединяется культ Солнца и рождение Христа. Христос в религии князя Игоря, рожден от Солнца ( А не Духа Святаго)  и сам является Солнцем. Это объясняет все темные для ученых  места связанные с Солнцем, и делает Христа, главным "помощником» князя Игоря. Этот культ существовал, и сейчас считался бы сектой христианао - язычников. Неслучайно, что и "памятная" церковь иконы "Пирогощая", тоже была уничтожена в Киеве.

Б. «Троян» - это Пресвятая Троица, в одном лице. Почитание Пресвятой Троицы, как единого Бога, в раннем христианстве было велико и не случайно иконы Пресвятой Троицы, были на главных местах. Рублев тоже пишет  Троицу не однократно. Женская форма «Троица» для  Богов мужского рода, не могла быть воспринята в те времена, так как был культ мужского права. Поэтому – Троян.   При таком  понимании Трояна – Троицы, вообще все встает на свои места.

Таким образом религия исповедуемая князем Игорем, была христианство, где Мать Богородица, родила Сына Христа от Солнца с почитание Единого Бога в лице Пресвятой Троицы, с именем Троян. Думаю, такая форма христианства, в первые времена, сыграла большую объединяющую ( «Слово» об этом говорит, примиряющую и объединяющую роль)

Окончание «повести» так и звучит:

«Игореви князю богъ путь кажетъ. Солнце светится на небесе, - Игорь князь въ Руской земли; девици поютъ на Дунаи, -вьются голоси чрезъ море до Киева. Игорь едет по Боричеву къ святей богородици Пирогощей.

Здрави князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки!

Княземъ слава а дружине!»

Радость большая именно от того, что Игорь с братом Всеволодом возгоревшиеся ристианской ревностью, пошли мстить иноверцам, за захват земли Русской, земли Трояновой, земли Пресвятой Троицы. (И это было сделано раньше, чем князем Дмитрием на поле Куликовом.)
Попробуйте перечитать "Слово" учитывая мои выводы, и Вы увидите красивое, героическое произведение, раннехристианского периода русской истории.
  Что нам такое понимание дает

1. Объясняет почему христианство, легко завоевало языческую Русь, поскольку оно мало отличалось от существовавших верований, и объединяло их. Если учитывать, что Божью Матерь, могли воспринимать под именем "Слава", то переход вообще оказывался безболезненный и простой. 
2. Подтверждает, что русское христианство, основывалось не только на книгах завезенных из других стран, но и имело свою, красивую , творческую основу, дожившую до наших дней.
3. Показывает каким образом происходило объединение князей с разными верованиями, в одно государство, с христианскими ценностями. 
4. Объединяет различные научные точки зрения, на различные христианские течения.
5. Говорит, о возможном, другом, не Константинопольском, а Киевском развитии христианство, на Руси. 


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments